Грузинская нация находится в активной фазе старения. Рост смертности, низкая рождаемость, рост числа пожилых людей и удвоение миграции будут представлять реальную угрозу к 2030 году.
По данным Отдела народонаселения ООН (UNPD), к 2030 году доля населения в возрасте 65 лет и старше в Грузии увеличится до 19%.
Низкая рождаемость и отток населения приводят к старению и сокращению населения. По Грузстата растет доля населения в возрасте 65 лет и старше. В 2001 году на эту категорию приходилось 13, 1% населения, в 2015 году — 14,27%, в 20220-м — 15,46%.
В 2021 году доля населения в возрасте 65+ увеличилась на 7,5%.
По статистике, в Грузии проживает около 810 000 пенсионеров, в то время как по официальной информации в стране проживает 3,6 млн. человек, фактически каждый 4-й гражданин Грузии является пенсионером.
По предварительным данным, к 2030 году число пенсионеров увеличится до миллиона.
Демографический кризис начался в 90-е годы. Гражданская война, сопутствующие ей экономические проблемы и миграция привели страну к высокому уровню миграции. Кроме того, снизилась рождаемость и выросло количество абортов, которое в 2012 году достигло пика – 40 000.
Старение нации наряду с демографическими проблемами создает и экономические - в первую очередь значительно растут расходы бюджета. Параллельно с сокращением трудоспособной молодежи и ростом миграции государству приходится содержать все больше пенсионеров.
Специалисты называют 3 основных пути решения проблемы: повышение рождаемости, снижение темпов миграции и повышение пенсионного возраста.
IDFI рекомендует повысить пенсионный возраст в Грузии. Согласно данным, собранным IDFI, количество получателей пенсий в Грузии увеличилось на 18% (125,4 тыс. человек) в 2012-2022 годах, в то время как за тот же период население страны сократилось на 50,7 тыс. человек,
«Согласно Закону о накопительных пенсиях, к 2030 году общее число получателей пенсий и социальной помощи достигнет 1,1 млн человек. К 2060 году расходы на содержание пенсионеров достигнут около 30% доходов бюджета. Эти изменения вызывают серьезные сомнения в устойчивости системы социального пенсионного обеспечения» — говорится в исследовании IDFI.
Европейские страны долгое время считались стареющим. В такие периоды государствам приходится все больше и больше тратить бюджетных средств на пенсии и социальную помощь. Это и стало причиной повышения пенсионного возраста в Европе несколько лет назад – как оказалось, даже экономически сильные государства не выдерживают такого давления на бюджет.
«В Нидерландах пенсионный возраст с 2013 по 2022 год медленно повышался с 65 до 67 лет. В связи с ожидаемым увеличением продолжительности жизни также планируется повышение пенсионного возраста; в Дании в 2019-22 гг. с 65 до 67; во Франции от 62 до 64 лет. Движение в сторону повышения пенсионного возраста началось, например, в Германии, Швеции, Бельгии, Японии, Испании", - говорится в исследовании.
По словам демографа Автандила Сулаберидзе, в стране уже начался демографический кризис.
«В Грузии уже демографический кризис, нация не размножается, она стареет. Трудно сказать, какое будущее нас ждет, скорее всего, продолжится снижение рождаемости и старение нации.
Государство должно способствовать созданию семей, платить пособия на первого, второго, третьего ребенка, создавать нормальные условия жизни, снижать безработицу и улучшать социально-экономические условия. Кроме того, напряженные политические процессы также увеличивают миграцию, что в свою очередь сокращает население, поэтому этот вопрос также следует решать» - заявил он.