В 2020 году Грузинская железная дорога получила доход на сумму в почти 500 млн. лари, однако этого оказалось недостаточным для получения прибыли - в итоге ГЖД завершила год убытком в 165 млн. лари.
В январе-апреле 2021 года убыток вырос на 32 млн. В целом же Грузинская железная дорога – одна из тех госкомпаний, которые стабильно, многие годы, работают в минус. Основным источником ее доходов являются грузоперевозки, которые в последний раз приносили прибыль в 2016 году. В период 2017-2020 годов убытки ГЖД составили 1, 2 млрд. лари.
Менеджмент Железной дороги почти всегда объясняет убытки переоценкой активов или девальвацией курса лари, однако при этом игнорирует тот факт, что грузоперевозки реально сократились почти на 50%, и разумного объяснения этому нет. В 2012 году грузооборот составил 20, 1 млн. тонн, в 2013-м начал сокращаться, и в 2020-м снизился до 11 млн. тонн.
Одной из причин столь драматичного сокращения грузооборота называлось сокращение железнодорожного транзита нефти, которая в последние годы перемещается в трубопроводы. При этом другие факторы – тарифы, бюрократия, и устаревшая инфраструктура – оцениваются как второстепенные, и не играющие важной роли.
В настоящее время пропускная способность ГЖД составляет 27 млн. тонн. В 2017 году была введена в строй магистраль Баку-Тбилиси-Карс, однако несмотря на быстрый ежегодный рост ее загруженности, показатели еще далеки от ожидаемых.
Все это может значительно измениться уже в ближайшее время, так как после вторжения России в Украину, многие азиатские, в первую очередь китайские грузоперевозчики пытаются снизить зависимость от российского направления и ищут новые маршруты – среди них одним из самых явных и оптимальных является Грузия.
Однако этот процесс пока находится на начальной стадии, соответственно, никаких реальных данных по этому поводу пока нет.
ГЖД – одна из самых крупных компаний страны, в которой работает более 12 000 человек. У нее очень большие обороты, и соответственно, убытки также очень значимые. В целом же состояние дел на Железной дороге отличается от других госкомпаний только размерами – в остальном все они убыточные, и наглядно демонстрируют неэффективность государственного менеджмента.