События, происходящие в Казахстане, негативно отразятся на грузино-казахских экономических отношениях – под угрозой оказалось не только уже имеющееся сотрудничество, но и перспективные проекты, которые запланированы на ближайшее будущеею
В частности, речь идет об увеличении грузинского экспорта в Казахстан, притоке казахских инвестиций в Грузию, росте числа туристов из Казахстана в Грузии, а также стратегических энергетических и транспортных проектах.
По словам эксперта Сосо Арчвадзе, Грузия могла бы стать крупным транзитным коридором, в том числе и для Казхаастана, и по этому поводу правительствами стран уже велась конкретная работа, но теперь она может быть свернута.
«Казахстан – надежный партнер Грузии, с которым у нас не очень большой торговый оборот, но есть немалые перспективы и потенциал, в особенности в том, что касается использования транзитного потенциала Грузии. Кавказский маршрут мог быть использован Казахстаном в качестве альтернативы имеющемуся российскому направлению, но сейчас это вряд ли возможно. Остается ждать стабилизации обстановки в стране, так как Казахстан может сыграть важную роль в реализации транспортного потенциала Грузии» - заявил эксперт.
По его словам, перспективы грузино-казахского экономического сотрудничества напрямую зависят от того, насколько быстро завершатся беспорядки и когда страна сможет вернуться к стабильности.
Основными сферами сотрудничества Грузии и Казахстана являются импорт нефтепродуктов и туризм –в частности, в 2021 году Грузию посетили более 100 000 туристов из Казахстана, и это показатель постоянно растет.
Кроме того, значительная часть граждан Казахстана покупает недвижимость на черноморском побережье Грузии.
Значительный потенциал имеет и сотрудничество стран в сфере транзита, в первую очередь нефтепродуктов и газа – Казахстан не принимает участия в транскаспийских стратегических проектах с участием Азербайджана, Грузии, и Турции, однако эта возможность время от времени обсуждается. Присоединение богатого экспортными природными ресурсами Казахстана к Южному транспортному коридору, могло бы значительно увеличить его оборот.
В частности, обсуждается возможность транспортировки грузов между Европой и Казахстаном по ЖД-машруту Баку-Тбилиси-Карс, к которому правительство Казахстана проявляло немалый интерес.
Учитывая, что речь идет о маршруте, который конкурирует с российским, и принимая во внимание значительное усиление роли Москвы в казахской политике, вполне возможно, что все усилия на этом направлении будут заморожены.
Что касается торговли, то она незначительна – Грузия импортирует из Казахстана небольшое количество зерна, экспортирует орехи и вино, также в не очень значительных количествах.
За 5 месяцев 2021 года экспорт орехов из Грузии и Казахстан составил 45 тонн. В небольших количествах экспортируются и цитрусы – 45 тонн за 3 месяца 2021 года, и хурма – 62 тонны